

Конфликты между работодателями и работниками возникают во многих организациях. В результате работодатели могут быть наказаны штрафами или лишением свободы на срок до пяти лет. Хотя полностью избежать трудовых разногласий сложно, можно уменьшить их негативные последствия.
В этом разделе объясняется, как разрешить трудовые разногласия без обращения в суд и что делать работодателям, если спор не разрешен.
Индивидуальные трудовые разногласия — это разногласия по поводу норм трудового права. Участниками спора являются
- Текущая часть трудового договора, т.е. работник и работодатель, а именно
- Бывшие работники и работодатели — когда разница связана с незаконным увольнением или ошибкой в расчете компенсации за увольнение.
- Потенциальные части трудового договора, когда предметом спора является незаконный отказ в приеме на работу.
- Незаконное увольнение.
- Без оплаты труда или с оплатой ниже оклада.
- Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
Пример: в компанию, имеющую квоту для инвалидов, обращаются два кандидата на вакантное место. Группа из 3 инвалидов и кандидата-инвалида. Работодатель отдает предпочтение второму кандидату и отказывает первому с формулировкой «он упомянул другого кандидата для прохождения медицинского осмотра».
Поскольку выбранный кандидат не имел статуса инвалида, отвергнутый кандидат подал в суд. Суд боролся в пользу заявителя и вынес решение в пользу незаконного отказа. Заявитель принадлежал к категории граждан, для которых государство предоставляет дополнительные гарантии трудоустройства. Работодатель нарушил законные права заявителя, когда выбрал кандидата на эксклюзивную работу из другой категории. Суд постановил, что действия работодателя являются различием в отношении заявителя, поскольку не связаны с его профессиональной квалификацией (решение Свердловского областного суда по делу N 33-895/2017 от 20. 01. 2017).
Для защиты своих прав работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд. Трудовая инспекция и прокуратура не входят в перечень органов, разрешающих индивидуальные трудовые разногласия, но работник имеет право обратиться к ним.
Последствия увольнения в трудовых инспекциях. По просьбе работника главный инспектор труда — начинает с выборочной проверки. Если проверка подтверждает нарушение, на работодателя налагается штраф. Однако трудовой инспектор не расследует трудовые разногласия, поскольку сам по себе не несет за них ответственности.
Последствия жалоб в прокуратуру. Функция прокуратуры заключается в надзоре за соблюдением общего трудового законодательства. Прокуроры уделяют особое внимание нарушениям, связанным с невыплатой заработной платы и незаконными увольнениями. Если работник жалуется, что его права были нарушены, назначается прокурорская проверка.
По результатам проверки прокурор может вынести предписание об устранении нарушения или направить материал в суд для привлечения работодателя к административной или уголовной ответственности. Однако прокуратура и трудовой инспектор не занимаются непосредственно трудовыми разногласиями.
Результат судебного разбирательства. Если трудовой спор дойдет до суда и будет доказано, что работодатель нарушил трудовое законодательство, к нему могут быть применены следующие санкции
-
Административные штрафы за нарушения трудового законодательства, такие как отсутствие личных карточек или ликвидационных записок, выдача лицензий на работу без медицинского осмотра или премирование сокращенных работников. Компания может быть оштрафована на сумму до 100 000 °C, а за повторное нарушение — до 200 000. Для отдельных предприятий сумма штрафов гораздо ниже и не превышает 40 000 °C.
Работодателям следует избегать вмешательства надзорных органов или судебных разбирательств. Идеальным способом разрешения индивидуальных трудовых разногласий являются переговоры с работниками и выбор взаимоприемлемого варианта.


Если стороны не приходят к консенсусу, руководителям предпочтительнее применять внутренние процедуры, а не прибегать к судебному разбирательству. Для этого разногласия передаются в единую комиссию по трудовым спорам.
Создание отдельных комитетов по трудовым спорам. Если мирные переговоры между работодателем и работником зашли в тупик, в компании создается комиссия по трудовым спорам. Комитеты могут создаваться по инициативе работодателей или профсоюзов, защищающих интересы работников. Некоторые компании имеют постоянный комитет, другие создают его при возникновении спора.
Комитеты состоят из равного числа работников и работодателей, и количество их членов не ограничено. Когда одна часть конфликта переносит процесс, другая часть вызывается в письменном виде и выбирает представителя в течение 10 дней. Представители работодателей назначаются директорами или индивидуальными предпринимателями, а представители работников избираются общим собранием сотрудников.
Если в компании есть постоянный комитет, его состав может меняться от случая к случаю. Например, он может включать экономиста или бухгалтера, если существует разница в заработной плате, или адвоката, если разница связана с дисциплинарным нарушением.
Общее собрание работников может принять решение о создании комитета компании или местного комитета. Местные комитеты обычно создаются в крупных компаниях с большим количеством отделов и занимаются решением трудовых разногласий, связанных с деятельностью конкретного отдела. Жалоба работника передается в комитет. Заявки должны быть поданы в течение трех месяцев. Срок исчисляется с даты, когда работнику стало известно о нарушении его прав. Сроки могут быть продлены по серьезным причинам, например, в случае болезни сотрудника.
Индивидуальные заявления о разнице в трудоустройстве регистрируются и расследуются в течение 10 календарных дней, после чего назначается слушание. На слушании должны быть представлены члены комиссии и часть спора: работодатель, сам работник или его представитель. Если одна из сторон отсутствует, заявление может быть рассмотрено только с письменного согласия работника.
Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров во многом аналогична судебной. Комитет допрашивает свидетелей, назначает экспертов и запрашивает документы.
Члены комитета предлагают пути решения спора. Решения принимаются тайным голосованием, при этом выбирается вариант, набравший наибольшее количество голосов. Решение является действительным, если существует хотя бы половина частей спора.
Пример: 8 августа г-н Иванов опоздал на работу на два часа без уважительной причины. Он восстанавливается с опозданием, и его премия уменьшается на 3 000. Иванов посчитал, что его дважды наказали за один и тот же проступок, и пожаловался в комиссию по трудовым спорам.
Комиссия изучила просьбу Иванова, выслушала аргументы директоров и пришла к выводу, что права работника нарушены не были. Действительно, не может быть двух дисциплинарных взысканий за проступки. Однако, по закону, дисциплинарное взыскание включает в себя prima facie, повторную вину и увольнение, в то время как снижение премии является финансовой ратификацией и определяется локальным актом компании.
Решение комиссии объявляется. Решение комиссии доводится до сведения работника и руководителя или ИП в течение трех дней. Им дается 10 дней на обжалование в суде. Если ни один из участников спора не обратится в суд, решение вступает в силу и исполняется в течение трех дней.
Если работодатель не выполнит решение Комиссии в указанный срок, работник может получить специальный документ, т.е. сертификат от Комиссии в течение одного месяца. Закон не предписывает форму сертификата, поэтому каждая компания разрабатывает и утверждает собственную форму документации. Форма содержит спор и решение. Председатель подписывает и скрепляет печатью сертификат. Затем работник может в течение трех месяцев обратиться в службу судебных приставов, чтобы заставить работодателя выполнить решение комиссии.

