В процессе управления образовательной организацией директор или иной уполномоченный орган должен издавать локальные акты, которые могут быть нормативными или ненормативными.


Концепция локального акта означает, что документ применяется только к тем отношениям (локальным), которые возникают в отдельной организации. Другими словами, он указывает на уровень правового регулирования.
Локальный акт как инструмент управления образовательной организацией
Локальные нормативные акты — это документы, утвержденные руководителем или другим уполномоченным органом и содержащие нормы права, т.е. обязательные для исполнения предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К нормативным актам относятся положения, правила, процедуры и другие документы, отвечающие вышеуказанным критериям.
Локальные небиблиотечные акты (или административные акты) — это документы, содержащие обязательные предписания, адресованные конкретным лицам и предназначенные для однократного использования. Нормативные акты принимаются руководителями индивидуально для применения местного нормативного законодательства. Поэтому необходимо определить местный нормативный закон в водной части контрольного документа, в соответствии с которым осуществляется административное право.
Пример:
‘Положение об импорте содержит правовые нормы, касающиеся установления единых условий и процедур введения образовательных организаций. Согласно положению об образовательных организациях, решение о направлении учащегося в образовательную организацию принимает ответственное лицо. В данном случае регулирование — это правило. Локальный нормативный акт адресован только конкретному лицу в течение определенного периода времени, поэтому приказ является нормативным (ненормативным) актом.
Локальный акт может быть издан только директором или другим административным органом образовательной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с законом или законодательством организации. Директор или заместитель директора образовательной организации может издавать акты на основании разрешения. Это поручение должно быть юридически оформлено должностной инструкцией о распределении обязанностей между руководящими работниками образовательной организации, либо лицом, ответственным за должностную инструкцию, либо лицом, ответственным за должностную инструкцию, либо соответствующими нормативными актами (отраслевыми, структурного подразделения и т.д.).


Внимание:
Если закон или законодательство органа управления образованием предусматривает предварительное согласование или учет мнения группы или представительного органа при издании локального нормативного акта, они должны быть соблюдены. В противном случае положения локального нормативного акта могут быть оспорены участниками образовательного процесса или проверяющими органами и впоследствии утратить силу. Если положения локальных нормативных актов признаны недействительными, то принятые на их основе административные решения, оформленные административным актом, отменяются.
Пример:
Родители ученика, отказавшегося носить форму, оспорили дисциплинарное производство в отношении своего ребенка на основании того, что Правила внутреннего распорядка для учащихся образовательных учреждений, в которых изложены требования к использованию школьной формы учащимися. В соответствии со статьей 30 Закона 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» было достигнуто предварительное соглашение с ассоциациями учащихся и родителей. Руководитель учебного заведения был обязан переоформить локальный нормативный акт в установленном законом порядке и издать приказ об отмене дисциплинарной ответственности, наложенной на учащегося.
Действующий закон не устанавливает ни перечня обязательных локальных актов образовательных учреждений, ни полного перечня вопросов, которые должны ими регулироваться. Однако некоторые федеральные нормативные документы содержат требования к локальным актам или ссылаются на них в учредительных документах.
Примеры:
- В соответствии с положениями Федерального трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ можно сделать вывод, что в образовательных учреждениях должны быть установлены правила внутреннего трудового распорядка. В частности, согласно пункту 3 статьи 68 Трудового кодекса РФ при приеме работника на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, а согласно статье 104 Правила внутреннего трудового распорядка определяют порядок введения суммированного учета рабочего времени.
- Статья 189(4) Трудового кодекса Российской Федерации определяет правила внутреннего распорядка. Процесс найма и увольнения работников в соответствии с федеральным законом, регулирующим основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, регулирующим трудовой договор, по которому они работают, рабочее время, время отдыха, мотивы и санкции. Она распространяется на работников и другие вопросы, регулирующие трудовые отношения работодателя.
- Согласно статье 190 Трудового кодекса РФ, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительных органов работников и, как правило, являются ответвлением коллективного договора.
Требования к локальным актам образовательной организации содержатся в статье 30 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
- Образовательные организации издают региональные нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции (далее — локальные нормативные акты), в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством.
- Образовательные организации издают локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила направления обучающихся, процесс текущего контроля состояния, формы, периодичности и успеваемости занятий обучающихся. о ходе (или) и (OR) промежуточной аттестации обучающегося, о порядке и причинах перевода, отчисления и восстановления обучающегося, о возникновении между образовательной организацией и обучающимся, о приостановлении и прекращении отношений между родителем и обучающимся, о процессе (или) и (OR) прекращения родительских отношений
- Студенческие советы, советы защиты, представительные органы студентов, а также серии и случаи случаев, при принятии местных нормативных правовых актов, затрагивающих права студентов и работников образовательных организаций, при принятии заключения по предоставленному случаю. Для представительных органов работников (в случае наличия таких представительных органов), в соответствии с трудовым законодательством.
- Образование, нормы локального нормативного акта, ухудшающие положение учащихся или работников образовательных учреждений по сравнению с положениями, установленными законодательством о трудовом праве, или принятые с нарушением установленных процессов, не применяются, и организация подлежит аннулированию Образованием.
В связи с тем, что образовательные организации обладают автономией, которая включает разработку и издание локальных нормативных актов (статья 1 Закона 28 от 29 декабря 2012 года), название и содержание локальных нормативных актов определяется образовательной организацией.
Внимание:
Постановление от 3 марта 2003 года «О 65 s государственных стандартах Российской Федерации», Государственный стандарт «ГОСТ Р 6. 30-2003. Государственные стандарты Российской Федерации. Интегрированная система документации. Документы» был одобрен и принят. Сюда входят требования по разработке локальных актов, которые являются актуальными.

